Контент-проекты - объект инвестиций
1. Что такое контент проект.
2. Интернет и контент.
3. Рынок. Игроки и потребители.
4. Перспективы роста.
5. Как выбирать инвестора.
6. Как выбирать проект.
Сегодня под контент проектами мы понимаем практически любой Веб сервер, содержание которого способно привлечь к себе внимание пользователей сети.
Это могут быть и сайты новостей, бизнеса, музыкальные, литературные, эротические, да и любые другие.
Реальное отличие просто сайта в сети Интернет от контент проекта - это предложение последним уникальной по любым критериям информации - текстовой, графической, баз данных и др. Поэтому контент - это понятие шире, чем Интернет, и старое как человечество.
Одним из первых контент проектов в Украине был камень на развилке полесско-муромского бездорожья с выбором альтернативы потерять коня, деньги или жизнь. Без сомнения, он привлекал внимание проезжающих.
Отсюда и некоторые аналогии, которые напрашиваются при исследовании истории развития контента.
На развилках дорог останавливаются путники - появляется спрос на указатели. Предлагаются дополнительные услуги - выпить, закусить и проспаться.
Решение последующих проблем типа ремонт транспортных средств, предсказание судеб, а также продажа технических средств достижения поставленных почти фантастических целей дальше выглядит совершенно логично. Еще буквально пару веков и мы имеем город со всей его инфраструктурой, производствами, торговлей и обеспечением безопасности.
В Интернете происходит подобное, только быстрее. Всего 10 лет назад в Украине начали прокладку оптоволокна. Потом началось бурное развитие провайдерского бизнеса, а экономические кризисы только подстегнули интерес потребителей к Интернету как альтернативе другим средствам связи.
Следующий этап - строительство города только начинается. Так, например, в 1997 г. провайдер Глобал Юкрейн проводил исследование трафика своих абонентов: преимущественно украинские пользователи ходили на зарубежные сайты; в 1998 г. результаты были уже иными: 10% - Украина, 30% - Россия, остальное - внешний мир, преимущественно США. Сегодня украинские пользователи проводят на украинских сайтах уже свыше 30% своего времени в сети.
Путешественников становится все больше и все больше становится спрос на товары и услуги "виртуальных городов". Жизнь в онлайн все больше становится отражением оффлайновой действительности. Жители городов не помнят, что когда-то это были всего лишь перекрестки. Инфраструктура городов переросла инфраструктуру транспорта. Контент в Интернет оторвался от развлекательных пристроек к сайтам провайдеров и стал средой бизнеса. Рынок среагировал на этот спрос моментально - сначала в США, а затем и во всем мире. Inktomi и NEC Research Institute провели исследование Интернета и выяснили, что там содержится более миллиарда уникальных документов. Украина - не исключение. Как грибы после дождя стали расти студии Веб дизайна, вдруг оказалось, что в стране с высоким уровнем безработицы не хватает квалифицированных программистов и графиков и катастрофически мало бизнесменов, умеющих перевести стрелки своего бизнеса в новую среду.
Итак, основные игроки:
Интернет сервис провайдеры - их интерес очевиден, чем больше собственные абоненты проведут на сайтах провайдера, тем меньше придется платить за дорогостоящие внешние каналы. Чужие пользователи- тоже не помеха - пусть другие провайдеры озаботятся проведением дополнительных линков к провайдеру контента, все же дешевле, чем к заграничным узлам. Примером такого проекта может служить портал ТеНет в Одессе.
Крупные производители потребительских товаров - здесь речь идет о спонсировании общественно значимых проектов и своеобразной поддержке торговых марок. При этом главный критерий эффективности рекламистов - стоимость одного контакта, в проектах такого рода ниже, чем на традиционных ТВ, радио или щитах. Примером такого проекта может служить сервер Корона от Якобс Сушард, реализованный агентством ОК.
Медиа компании, расширяющие сферы проникновения своего основного бизнеса. Раскрутка контент проектов облегчается рекламой в традиционных медиа, а неограниченные интерактивные возможности Интернет дают более тесный контакт со зрителями, слушателями и поклонниками. Экономическая подоплека - больше рекламные бюджеты, лучше таргетинг рекламы. Пример в Украине - Гала радио с сервером Гала Нет.
Инвестиционные компании и банки, а также "олигархи" - здесь средства вкладываются с прицелом на более дальнюю перспективу. Из них следует отдельно отметить Интернет инкубаторы или инвестиционные компании, размещающие под своей крышей несколько проектов, которые, вырастая, становятся самостоятельными предприятиями. Если "город" растет, значит, в цене будут недвижимость, аренда площадей в торговых центрах, рекламные щиты на площадях, и все остальные атрибуты "дорогой" жизни, которые окружают нас. Опыт Америки, а теперь и России показал, что инвесторов интересуют не те жалкие сотни или даже тысячи зеленых бумажек, которые приносит продажа баннеров или книжек на конкретном сайте, а место работы самой активной части населения или то место, где каждый день проводят свой досуг тысячи или даже миллионы потенциальных потребителей.
При этом наибольшую ценность представляет информация о них и их предпочтениях. Сегодня мало кредитных карточек, недостаточна инфраструктура Интернет- это придет, и скоро, а первым собрать урожай на целине - не только почетно, но и выгодно.
Потребители контента:
Практически все пользователи Интернет вне зависимости от их возраста, образования, социального статуса и уровня доходов. Каждый находит информацию в сфере своих интересов.
Бизнес. Не буду описывать, чем информационные ресурсы Интернет могут быть полезны предприятию. А вот коммерческие возможности, или как сейчас модно говорить Business-To-Business (B2B), неограниченны. Уже сегодня информация на сайтах заменяет "продвинутым" бизнесменам десятки референтов, появились первые виртуальные офисы и компании, выбор товаров стал более осмысленным при наличии развернутых технических характеристик, работа с клиентами переведена на бесконтактную основу.
Перспективы развития контент рынка пока настолько же безоблачны, как у торговцев бытовой электроникой 10-15 лет назад, чем больше предложение на рынке - тем больше психологическая готовность потреблять и предоставлять контент.
Зарубежный опыт вполне применим. Наиболее посещаемые места привлекают спонсоров и рекламодателей. В местах "скопления" посетителей открываются торговые точки, перерастающие в универмаги, библиотеки вырастают в консультационные центры. Онлайновый бизнес начинает искать связи с традиционными родственниками, сначала в сфере коммуникаций и медиа, а затем и в других отраслях экономики. Лидеры традиционных рынков начали переносить свои доли рынка из старого мира - в новый. Торговля потребовала реорганизации финансового и банковского бизнеса, что в свою очередь сделало привлекательными покупки в Интернет как для физических, так и для юридических лиц. Интернет стал де-факто средой подготовки любых проектов и предварительного принятия решения. Конечно, Интернет и Веб сайты не заменят существующих традиционных бизнесов, индустрии досуга и масс медиа. Однако реструктуризация рынка всего и вся уже началась и повлияет на будущее развитие экономики так же, как в свое время широкая телефонизация.
Исследования компании Forrester предсказывают, что к 2002 году доходы от поступлений Business-To-Business продаж через Интернет составят $843 миллиарда, а от прямых продаж потребителям - $76 миллиардов. К 2004 году доля бюджетов для онлайн рекламы составит 53% против 8,1% на 2000 год. В ближайшие пять лет мировые расходы на Интернет-рекламу вырастут c 5,25 до 45,5 миллиарда долларов, утверждают специалисты нью-йоркской исследовательской компании Myers Group в докладе, опубликованном 27 марта. По их оценкам, в 2005 году американские рекламодатели будут вкладывать в Интернет средств больше, чем в телевидение (Лента.Ру).
В США уже каждая отрасль экономики имеет, по меньшей мере, одну онлайновую биржу (marketplace), а к 2004 году их оборот прогнозируется как $2.71 триллиона или 37% всех сделок Business-To-Business согласно исследованию Gartner Group. Более того, количество пользователей Интернет к 2001 году достигнет 90 миллионов в Северной Америке, 72 миллиона в Европе, 58 миллионов в Азии. Мы считаем, что количество пользователей в Украине достигнет 2 миллионов. Группа канадских специалистов провела социологическое исследование, в результате которого выяснилось, что на сегодняшний день число пользователей Интернета составляет около 300 миллионов человек, - сообщил сервер Лента.Ру, а к 2005 году их количество превысит 1 миллиард.
Многие инвесторы это уже поняли и теперь активно осваивают новый рынок. Так как лучшая защита - это нападение, то начала формироваться мультиплатформенная модель бизнеса, в котором купля-продажа осуществляется в обоих режимах или их определенном сочетании, например, обзор новинок в онлайне, уведомления о рекламных акциях, мероприятия по развитию покупательской лояльности, и традиционная покупка в результате в "физическом" магазине. Консалтинговая компания МакКинси считает, что к 2003 году 20-25% покупательских решений будет принято в онлайне. Эта же компания акцентирует внимание на необходимости завоевания пользователей-покупателей на ранних стадиях. Информационная среда в новой модели становится средой покупателей, а не продавцов. А контент проекты как информационные посредники объединяют покупателей и продавцов в единый, эффективный и виртуальный рынок. Поэтому инвесторы готовы нести убытки сегодня, чтобы пожать плоды успеха в долгосрочной перспективе.
При этом венчурные капиталисты стараются развивать проекты, создающие новые ниши рынка и опирающиеся на логические прогнозы. Портфельные инвесторы предпочитают компании с успешной историей, работающие в направлениях, которые "общественное" мнение экспертов связывает с перспективами бурного роста. При этом под успехом понимается не только и не столько прибыль, сколько количественная и качественная оценка привлеченных пользователей и подписчиков и доля рынка соответствующих услуг и товаров.
Очень подробно об инвестициях в контент и инфраструктуру Интернет написано в статьях сервера "Русские фонды".
http://i2r.rusfund.ru/rf/docs/invest/index.html
Ну, и наконец, несколько критериев успешного сотрудничества инвесторов с разработчиками контента.
Как разработчики контента выбирают инвестора.
1. По отраслевым критериям (автомобильный проект может опереться на производителя автомобилей, финансовый - на банк, медийный - на ТВ канал и т.п.).
2. Способность помочь в развитии бизнеса (Опыт инвестора в том или ином секторе бизнеса, способность проконсультировать по финансовым, юридическим и пр. вопросам).
3. Финансовые возможности (способность осуществить в полном объеме взятые инвестиционные обязательства).
Как инвесторы выбирают контент проект.
1. Команда (Наличие людей, способных довести проект до планируемой стадии).
2. История компании (Опыт ведения хозяйственной деятельности выбранной командой).
3. Доля рынка (Количество посетителей на сайте и их состав по отношению к аналогичным проектам).
4. Перспективность собственно идеи (Состояние рынка, уникальность и т.д.).
5. Возможность выхода (Возможность продать свою долю в проекте через оговоренный срок с прибылью или как минимум без потерь).
Феликс Старовойтов,
Директор компании WizArt
http://www.wizart.com.ua
star@ceenergy.net